Мне импонирует точка зрения Свидетелей Иеговы

Артемьев Артур Игоревич. Доктор философских наук, профессор.

Bеротерпимость и согласие длились, к сожалению, недолго. Кампания травли захлестнула не только СМИ. Начались судебные разбирательства, притом по самым нелепым обвинениям. Hасколько обоснованы обвинения в адрес Свидетелей Иеговы, насколько правомерна кампания, направленная против последователей этого вероучения.

Kрайне негативное отношение к Свидетелям Иеговы поверглo многих, даже весьма образованных людей, которые в других ситуациях не прочь порассуждать о толерантности, свободе совести и веротерпимости. Почему же они поддались пропаганде, направленной против Свидетелей Иеговы ? Долго размышляя над этим феноменом, я не нашел другого объяснения, как отсутствие объективной информации.

Ученые России предприняли определенные усилия, направленные на изменение такой ситуации. Bышли две весьма содержательные работы: доктора философских наук, профессора Н. С. Гордиенко «Российские Свидетели Иеговы: история и современность» и кандидата философских наук С. И. Иваненко «О людях, никогда не расстающихся с Библией» ( Сергей Игоревич защитил диссертацию «Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России» и стал доктором философских наук). Занимаясь почти тридцать лет изучением религий, Свидетели Иеговы для меня оставались чем-то вроде «белого пятна», хотя общее представление об этой конфессии я, естественно, имел. Отсюда и желание несколько углубить и свои знания, детально разобравшись в истории, вероучении, культовой практике и современном состоянии всемирной христианской организации Свидетелей Иеговы.

Я не только не являюсь последователем вероучения Свидетелей Иеговы, но и вообще не могу считать себя верующим человеком, так как не принадлежу ни к одной конфессии или деноминации. В связи с этим вспоминается один эпизод. Мне довелось побывать в Лондоне. Гостеприимные хозяева решили показать не только столицу, но и страну и предложили поездку на озера, что расположены на самой границе Англии с Шотландией. Вместе с нами поехала известная русская поэтесса Лидия Григорьева, которая уже несколько лет живет в Лондоне, так как ее муж, талантливый писатель, журналист, поэт Равиль Бухараев. И вот, гуляя и любуясь красотами озер, Лидия вдруг спросила меня:

— Вы занимаетесь философией религии, а сами вы верующий человек?
— Я? Нет, — ответил я.
— А как же тогда вы можете изучать религию?
— Знаете, Лидия, я глубоко убежден, что быть религиеведом может лишь человек, не принадлежащий ни к одной конфессии. Представьте, если бы я был, к примеру, православным или мусульманином, мог бы я объективно писать о других религиозных направлениях? Последовала пауза... Больше мы не касались этой темы.

Если человек глубоко верит в Бога и это помогает ему в жизни — прекрасно! Страшно, когда человек духовно опустошен, когда вместо духовных ценностей — нравственное разложение, цинизм, полная деградация. А выбирать между верой и неверием — это право каждого. Мне импонирует точка зрения Свидетелей Иеговы: «Понять, во что верит другой человек,— не значит разделить его убеждения и последовать им, и ознакомить — это вовсе не обратить в свою веру». Важно уметь уважать взгляды друг друга.