Шесть с половиной лет ни за что


На подступах к залу суда — не протолкнуться. В коридоре очередь из нескольких десятков человек. Внутри все забито под завязку. Такого количества людей в подержу датчанина Д.Кристенсена в орловском суде еще не было. Все привыкли, что приходит человек 20−30. В этот раз количество желающих присутствовать на судебном заседании было намного больше. Поддержать соверующего приехали люди со всех уголков страны.

Когда Деннис, наконец, в сопровождении конвоя появился в коридоре, толпа разразилась аплодисментами. Буквально за минуту до этого в коридоре показался и прокурор Фомин, неделей ранее запросивший для подсудимого 6,5 лет колонии, но идти по «красной ковровой дорожке» под софитами видеокамер он почему-то так и не решился.

Во время выступления в прениях, кстати, государственное обвинение не стеснялось в выражениях. Прокурор Фомин отметил, что экстремизм — это серьезное преступление в многонациональной России. И одно из его проявлений — экстремизм религиозный. «Любая идея, доведенная до абсурда, порождает фанатиков, которые угрожают государственному строю», — считает гособвинение. А исправиться датчанин, по мнению прокуратуры, способен только в колонии. Поэтому Фомин попросил суд дать Д.Кристенсену 6,5 лет реального срока. 

Заседание 30 января началось с разрешения вопроса о продлении ареста. Кристенсен заявил, что в принципе считает свой арест незаконным и попросил суд избрать более гуманную меру пресечения. «Я не собирался и не собираюсь покидать Россию и скрываться от суда», — сказал он. 

Адвокаты датчанина заявили, что оснований для продления ареста нет. Но в случае иной позиции у суда попросили рассмотреть домашний арест или залог. «Если арест будет продлен в свете того, что прокурор запросил 6,5 лет, это будет выглядеть как заведомое вынесение обвинительного приговора», — обратившись к судье Алексею Рудневу, сказал адвокат Антон Богданов. Прокуратура же заявила, что оснований для изменения меры пресечения нет.

После того, как судья отправился в совещательную комнату, Кристенсен все 15 минут  общался с людьми, показывал нарисованные от руки открытки, которые присылают ему из Дании, Чехии, США и других стран. 

Между тем, вернувшись из совещательной комнаты, судья Руднев арест Кристенсена продлил. И прения продолжились.

Слово было предоставлено адвокатам датчанина. Ирина Красникова обратила внимание суда на то, что ряд правозащитных организаций уже выступили с заявлением, в котором потребовали освободить всех последователей учения «Свидетелей Иеговы». В этом заявлении, сказала она, говорится и о Кристенсене.

«На протяжении года мы видели в аквариуме не злостного экстремиста, а доброго и миролюбивого человека. Думаю, и суд со мной в этом согласится», — сказала адвокат.

Она также напомнила, что в ходе процесса обвинение ссылалось на ликвидацию управленческого центра «Свидетелей Иеговы», который был также признан экстремистским. Однако, заявила адвокат, центр успел учредить не только МРО, но и более 2 тысяч религиозных групп. И, по ее мнению, деятельность Кристенсена — это не деятельность в составе МРО «Свидетели Иеговы-Орёл», а деятельность в религиозной группе. Более того, сказала адвокат, решение о ликвидации управленческого центра в тот период, который вменяется Кристенсену, еще не вступило в законную силу.

Защита датчанина настаивает на том, что в ходе судебного процесса не было четкого разграничения простых верующих от религиозных групп. И в случае с датчанином понятие простых верующих смешали с юридическим лицом. В качестве подтверждения своих слов она привела в пример показания нескольких свидетелей. Из их слов выходит, что любой последователь «Свидетелей Иеговы» автоматически является членом какой-то организации. «Но при этом свидетель (сотрудник ФСБ, проводивший ОРМ), Азаренко, присутствовавший на богослужениях, сказал, что „Свидетелем Иеговы“ он до сих пор не стал. Так почему же по отношению к другим должна применяться иная логика?», — сказала Красникова. «И если религия „Свидетелей Иеговы“ до сих пор не запрещена, то почему возбуждено дело и человек до сих пор находится здесь?» — указала адвокат на подсудимого.

Кристенсена обвиняют в экстремизме, уточнила Ирина Красникова, но непонятно, каким образом ее подзащитный подрывал конституционный строй России и ее безопасность. И вместе с тем адвокат напомнила: «Свобода и права человека — это тоже конституционный строй. Так вот, вред ему причиняется как раз тем, что человек находится в СИЗО и под судом».

Деннис Кристенсен был арестован 26 мая 2017 года прямо после обысков в так называемом «Зале царства» — домовладении на улице Железнодорожной в Орле. Обыски проводила ФСБ. С тех пор датчанин сидит в СИЗО. За это время правозащитная организация «Мемориал» даже успела признать его политическим заключенным, а группа «Ноль» посвятить ему песню.  

Далее адвокат перешла к материалам дела и дала оценку позиции гособвинения. По ее словам, зачастую прокуратура интерпретировала слова свидетелей, телефонные переговоры так, как им хотелось для стройности обвинения. По мнению стороны защиты, доказательств того, что Кристенсен был организатором или лидером какой-либо организации, в деле нет. «Невозможно доказать то, чего нет. Обвинение пытается любой ценой добиться обвинительного приговора», — заявила Красникова.

Показания свидетелей, на которые ссылается гособвинение как на доказательство вины подсудимого, на деле таковыми не являются, уверена защита датчанина. Например, свидетель Кирюшина говорила об обстоятельствах до запрета МРО; Гавриков вообще говорил об отношениях со своей матерью; засекреченный ФСБ свидетель Ермолов не сказал вообще ничего по сути обвинения, а ряд сведений — только предположения. Более того, отметила Ирина Красникова, местами «Ермолов» и вовсе лгал. Свидетель Чириков вообще на территории домовладения, где проводились собрания, никогда не был: «У него лишь создавалось впечатление». Свидетель Кузнецов видел лишь как Кристенсен встречал приходящих людей, внутри он тоже не был. «А свидетель Азаренков сказал, что „Свидетелям Иеговы“ не запрещено собираться в Орле и исповедовать свою религию», — отметила адвокат.

Красникова напомнила, что также прокуратура заявляла, что вина Кристенсена подтверждается материалами ОРМ, но из них следует лишь то, что «люди проводят мирные богослужения и следят за чистотой в помещении». А что касается конспирации, то здесь совсем ничего не понятно, сказала защита датчанина. Богослужения проходили в частном секторе, рядом с опорным пунктом полиции и детским учреждением. «Вот такая конспирация», — иронизировала Красникова.

«Свидетели Иеговы проводят богослужения по всему миру, ходят по домам. Это может кому-то не нравиться, но сажать за это людей — нельзя», — сказала адвокат. Они живут по нормальным принципам жизни верующих людей, добавила она. А что касается проповедей — так это требование Библии: «Это обязанность каждого христианина». Защитники Кристенсена также отметили, что десятки лет «Свидетели Иеговы» проповедуют по всему миру и еще нигде «не подорвали государственный строй». Об этом говорится даже в решении Европейского суда, отметили адвокаты.

«И в связи с этим у меня вопрос. А что с нами-то происходит? Почему вдруг „Свидетели Иеговы“ подрывают конституционный строй России?», — удивляется Ирина Красникова.

В конце своего выступления адвокат попросила суд дать ответ на вопрос: если вера не запрещена, то как верующий человек может подтверждать ее делами, как это сказано в Библии? «А сажать людей за веру — это варварство», — резюмировала защитник датчанина. Адвокат Антон Богданов поддержал коллегу и попросил суд вынести оправдательный приговор.

Далее в прениях выступил и сам Деннис Кристенсен. Через переводчика он сказал: «Весь процесс я чувствую, что меня по этому делу уже осудили. Не понимаю, почему я сижу. Считаю это незаконным. Вы очень старались рассказать мне о моих правах, а потом говорите мне, что я гражданин Дании, могу убежать, и поэтому должен сидеть в тюрьме. Но нет доказательств, что я хотел убежать. Поэтому я считаю, что единственная причина — напугать других „Свидетелей Иеговы“ в России и принудить их к отказу от их веры».

Деннис Кристенсен заявил, что еще полтора года назад сотрудник ФСБ говорил ему : «Возможно, Деннис, в Дании ты всем нравишься, но тут, в России, у тебя нет будущего — вообще никакого будущего».

«Я ничего не нарушал и считаю свое обвинение незаконным. В СССР «Свидетели Иеговы» тоже сидели в тюрьме. Они были обвинены в антисоветской деятельности потому, что исповедовали свою религию. В 2019 году все повторяется. Называть «Свидетелей Иеговы» экстремистами смешно, и это не имеет ничего общего с действительностью.

Это прямое преследование веры под прикрытием борьбы с экстремизмом. Печально, что история повторяется снова. Но этого не должно быть в XXI веке в демократическом обществе. Ваша честь, вы можете все это остановить и не создавать прецедент, который повлияет на судьбу тысяч «Свидетелей Иеговы» в России. Руководствуйтесь своей совестью", — призвал судью Деннис Кристенсен.
Датчанин также напомнил недавнее выступление президента РФ Владимира Путина, который назвал «полной чушью» причисление «Свидетелей Иеговы» к экстремистским организациям и призвал «внимательно с этим разобраться». На заседании Совета по правам человека он пообещал, что изучит вопрос вместе с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым.

«За что я должен получить 6,5 лет? Ни за что. За то, что я честный человек, который подчиняется законам страны? За то, что я верующий человек, любящий своего ближнего? 6,5 лет за то, что я был хорошим соседом и участвовал в строительстве детской площадки? 6,5 лет за то, что я люблю русский народ? 6,5 лет за то, что платил налоги? За то, что не нарушал закон? 6,5 лет за то, что я люблю Россию и ее культуру? 6,5 лет ни за что! Это абсолютно глупо и несправедливо», — заявил Деннис Кристенсен.

Чуть позже, выступая уже с последним словом, Кристенсен поблагодарил всех участников процесса: жену Ирину и своих сторонников, которые поддерживали его в течение всех заседаний. Прокурорам он заявил, что не согласен с ними и с их обвинениями, но он знает, «что в их работе есть и другие задания, которые могут быть полезны обществу». Несколько теплых слов было сказано в адрес судьи Руднева.

«Вы позволили мне ознакомиться со всеми материалами дела и позволяли мне возвращаться в СИЗО к ужину, а также разрешали мне звонки», — сказал датчанин. Поблагодарил он и «своего верного переводчика».

В конце он добавил, что единственным решением, которое он примет, станет  его полное оправдание, освобождение из под стражи, извинения и компенсация.

«Я искренне надеюсь, что суд защитит право на свободу вероисповедания», — в заключение сказал Кристенсен.

Приговор будет вынесен 6 февраля.

https://www.mbk.news